Ответ Ответ принят | Гражданским Кодексом Российской Федерации установлено, что завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме (часть 2 статьи 1118). По общему правилу полная дееспособность у гражданина возникает в возрасте 18 лет. Однако не исключен вариант приобретения полной дееспособности несовершеннолетними. Гражданский Кодекс предусматривает две таких возможности: вступление в брак до достижения 18-летнего возраста (часть 2 статьи 21 ГК РФ) и эмансипация (статья 27 ГК РФ).
В соответствии со ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус при удостоверении сделок (в том числе и при удостоверении завещаний) должен проверить дееспособность граждан, участвующих в сделках. Однако реально проверить дееспособность лица может только суд. Поэтому представляется, что нотариус должен отказать в удостоверении завещания, если ему известно, что обратившееся к нему лицо в установленном порядке признано недееспособным либо если завещатель находится в таком состоянии, из которого с очевидностью следует, что он неспособен понимать значение своих действий. При этом следует учитывать то обстоятельство, что далеко не всегда лица, страдающие психическими заболеваниями, были и могут быть признаны в установленном порядке недееспособными.
Завещание – сделка, непосредственно связанная с личностью завещателя. Таким образом, завещание не может быть совершено через посредника или представителя, действующих по доверенности. Как сугубо личное, право сделать завещательное распоряжение не может быть ограничено по соглашению с третьими лицами. Ничтожны как отказ от права сделать завещание, так и отказ от права отменить или изменить завещание. Это рассматривается как ограничение дееспособности, которое в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Гражданского Кодекса РФ признается ничтожным. Так как завещание представляет собой одностороннюю сделку, то в соответствии с пунктом 2 статьи 154 ГК РФ достаточно выражения воли одной стороны. Поэтому действительность завещания не зависит от согласия наследников с его содержанием или возражения против него.
|