Русская версияEnglish version

Вниманию ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА!!! До 01.01.2020 г. ЛБГ должны урегулировать свой правовой статус в РФ. Иначе они обязаны покинуть РФ не позднее 31.03.2020 г. или будут депортированы!

Наши координаты:

г. Пятигорск, пр. Кирова, 27А
Т./ф.: (8793) 97-43-24, 39-38-08
e-mail: vnl@kmv.ru, idp@kmv.ru

Календарь событий

2018
Апр
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Проголосуйте

Оцените полезность сайта и его сервисов, достаточность информации
 


Яндекс цитирования

Главная страница О нас СМИ о нас Упрощенный доступ к российскому гражданству: опыт Ставрополья
Упрощенный доступ к российскому гражданству: опыт Ставрополья

Упрощенный доступ к российскому гражданству: опыт Ставрополья

   Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, опубликованным в 2012 году, около 178 тысяч человек указали себя в качестве лиц без гражданства. Федеральная миграционая служба (ФМС) и ее территориальные органы делают все возможное для сокращения масштабов безгражданства. Благодаря их усилиям за последнее десятилетие гражданами России стали почти 650 тысяч лиц без гражданства. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) оказывает поддержку неправительственным организациям (НПО) и сетям взаимодействия, особенно в «проблемных» регионах, которые предоставляют бесплатные профессиональные консультации лицам без гражданства и лицам с неурегулированным статусом, стремящимся получить российское гражданство.

   После распада Советского Союза Северо-Кавказский Федеральный округ, в частности, Ставропольский край, стал свидетелем массового притока бывших граждан СССР. Их привлекали благоприятные условия для проживания — стабильная экономика, схожий уклад жизни и традиций, наличие родственных связей и другие причины. Отсутствие помощи со стороны местных органов власти в начале 1990-х гг. и ограничения на прописку в регионе Кавказских Минеральных Вод, существовавшие до 1996 года, мешали приехавшим вовремя легализоваться на новом месте жительства. На территории России действовали бывшие советские паспорта (до 01 января 2008 года), которые, среди прочего, давали возможность получения медицинской помощи. В отсутствие широкомасштабной информационной кампании многие бывшие граждане СССР не понимали необходимости урегулирования своего статуса.

   Принятые в 2002 году законы «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ввели новые миграционные процедуры, не предполагающие исключений для тех, кто обосновался в России до вступления в силу этих правовых актов. С тех пор законодательство становилось все более ограничительным и предоставляло все меньше возможностей для граждан бывшего СССР урегулировать свой статус, особенно после упразднения упрощенной процедуры в июле 2009 года и прекращения действия паспортов СССР образца 1974 года. Ставропольский край стал третьим в России по численности проживающих на его территории лиц без гражданства, уступая только Ростовской области и Краснодарскому краю. На 1 января 2013 года общая численность лиц без гражданства, проживающих здесь на основании разрешения на временное проживание и вида на жительство, составляла 2286 человек.

   Истории Гули и Ирины типичны для региона и в полной мере отражают трудности, стоящие перед теми, кто стремится стать гражданами России — даже при наличии доброй воли и достаточного количества времени.ни оказались на Ставрополье поразным причинам. Гуля приехала из Грузии в 1990-е гг. на учебу, после распада СССР так и осталась жить в городе Пятигорске. После потери паспорта она оказалась без регистрации по месту жительства и совсем без документов: на руках было только собственное свидетельство о рождении и две медицинские справки о рождении несовершеннолетних детей. Ирина с родителями скитались по просторам СНГ несколько лет: из Азербайджана бежали в Украину к родственникам, не прижились, приехали в Россию, семья распалась и разъехалась, а Ирина осталась одна и без паспорта, с одним лишь свидетельством о рождении.

   Лица без гражданства сталкиваются с многочисленными проблемами из-за своего статуса, включая отсутствие доступа к официальному трудоустройству, социальным услугам, бесплатному здравоохранению и образованию, низкий уровень доходов семьи, отсутствие жилья, трудности с приемом детей в детский сад. Эти люди практически беззащитны перед любыми нарушениями своих прав и интересов. В любой момент их может задержать полиция, а сотрудники миграционной службы могут составить протокол об административном правонарушении. Большинство из них осознает необходимость урегулировать правовой статус, как правило, после вступления в брак и рождения ребенка, поскольку это важно для получения государственных пособий. Но в некоторых поселениях сложно получить объективную информацию или профессиональную консультацию.

   Необходимо отметить, что подавляющее большинство лиц без гражданства, осознав глубину и срочность проблемы, самостоятельно и добровольно предпринимают попытки к легализации и не являются злостными нарушителями миграционного законодательства. Однако на этом пути их ждут многочисленные преграды: волокита в судах, невыдача копии решения, недостаточная осведомленность должностных лиц о работе с лицами без гражданства. Например, дело Ирины из-за волокиты в суде находилось в производстве более двух лет, а когда наконец было рассмотрено, копию решения на руки ей не выдавали. Гуля также на протяжении двух лет безрезультатно пыталась решить вопрос легализации на территории РФ.

   Длительность процесса получения гражданства связана с тем, что многие годы закон не предусматривал для лиц без гражданства специального порядка легализации. Они приравнивались к иностранным гражданам в требованиях и обязательствах. На практике, иностранцам удается представить необходимые документы или, в крайнем случае, они могут воз вратиться на родину, в то время как утратившим гражданство послраспада СССР собрать необходимые документы бывает затруднительно, и они не могут реализовать право на гражданство.

   Столкнувшись с этими трудно стями и не добившись желаемого результата в течение длительного времени, женщины обратились за помощью в неправительственную организацию «Вера, Надежда, Любовь», действующую в Пятигорске. Этот многолетний партнер УВКБ ООН ежемесячно консультирует десятки людей, не имеющих возможности реализовать свои права. Юристы НПО ведут огромную работу, оказывая содействие в урегулировании правового статуса на территории России лицам, прибывшим в нашу страну до вступления в силу в 2002 году федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», длительное время проживающим на территории Ставропольского края без определенного правового статуса и не способным подтвердить сам факт проживания. В обоих упомянутых случаях женщинам необходимо было установить личность и легализовать статус на территории Российской Федерации. А Гуле еще было нужно получить свидетельство о рождении несовершеннолетних детей.

   Юристы — сотрудники организации «Вера, Надежда, Любовь» — провели огромную работу по сбору необходимых документов. Они инициировали проведение проверок, процедуру установления личности и определения гражданской принадлежности. С этой целью им приходилось взаимодействовать с миграционными органами, управлениями ЗАГСа и министерства юстиции, офисом Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае, направлять запросы и жалобы, добиваться записи на прием и представлять собранные документы. Получив временное удостоверение личности, заявители смогли обратиться в суд для установления факта постоянного проживания на территории РФ, после чего подали документы о приеме в гражданство. Юристы НПО помогали Ирине и Гуле составить заявления и, при необходимости, сопровождали в суде.

   Обе истории завершились счастливо, в том числе благодаря принятому 14 ноября 2012 года Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ», который облегчает урегулирование правового статуса некоторым категориям лиц, длительное время проживающим в России, включая бывших граждан СССР. Закон дает им право урегулировать свой правовой статус посредством вступления в гражданство РФ или получения вида на жительство. Кроме того, эти категории лиц при обращении в миграционный орган для легализации не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Россию, режима пребывания и проживания в России.

   Сейчас Гуля и старшая дочь, достигшая 14 лет, получили паспорта граждан РФ, а младшая дочка имеет подтверждение гражданства РФ, проставленное в свидетельство о рождении. У Ирины принято заявление о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке по закону, вступившему в силу 14 ноября 2012 года. В скором будущем она получит долгожданный паспорт гражданина Российской Федерации и сможет спокойно жить в стране, уже ставшей для нее родной.

   Гуля, Ирина и их семьи забывают то время, когда они боялись людей в форме, которые могли остановить на улице и проверить документы, когда детей принимали в школу только благодаря отзывчивости директора, который действовал на свой страх и риск. Сегодня они призывают своих земляков, оказавшихся в таком же положении, не скрываться и не отсиживаться, а добиваться восстановления своих прав, и тогда все получится.

   «Вера, Надежда, Любовь продолжает помогать лицам без гражданства в урегулировании их правового статуса в соответствии с недавно принятым законом, постоянно проводит кампанию информирования о положениях законодательства, организует семинары и распространяет брошюры и другие публикации по этой теме. Процесс легализации лиц без гражданства идет полным ходом, и положительные перемены очевидны.

 
   
Главная страница Обратная связь Карта сайта